Любая компания и ИП может столкнуться с ситуацией неисполнения контрагентами условий договора. Путь переговоров и бесконечных словесных напоминаний ник чему не ведет, это доказано практикой. Чаще всего такие споры заканчиваются решением суда, но до обращения в арбитраж или гражданский суд необходимо провести подготовительную работу. Составление претензий и ответов от имени юридических лиц является частью обязательной работы по урегулированию споров и подготовки искового заявления.
Особенности составления претензии от имени юрлица
У этой формы контакта с контрагентом есть ряд интересных особенностей:
- документ должен в подробностях раскрывать суть ситуации и содержать указание на то, каким образом, в какой форме и на каком основании вы рассчитываете получить удовлетворение;
- претензия, направленная субъектом деятельности не может быть основана на положения закона о правах потребителей, который устанавливает права гражданина, а не юридического лица;
- документ составляется в двух экземплярах, один из которых направляется получателю, но сделать это следует так, чтобы факт получения был зафиксирован либо входящим номером, либо почтовым уведомлением;
- в тексте документа должно быть ясно указано, какой ущерб понесен вами по причине срыва договора контрагентом, какова упущенная выгода и убытки, какие конкретно пункты договора были нарушены;
- перечисляются все совершенные поставки и платежи, сорванные поставки и непереведенные в срок деньги.
В качестве обоснования следует указать, какие пункты и положения законодательства нарушил контрагент. Завершается документ предложением направить ответ в определенные сроки и сообщением, что в случае неполучения ответа или неудовлетворения претензии вы намерены обратиться в суд. С этого момента стоит подумать о привлечении юриста для ведения дела в арбитражном суде. Для обоснования требований следует приложить к претензии копии документов, договора, платежных поручений и накладных.
Для чего нужно направлять претензию контрагенту
Как правило претензия рассматривается как первый зафиксированный этап подготовки к обращению в суд. Без этого документа с отметкой о его получении или возврата почтой исковое заявление не примут, поскольку не будет доказательства вашей активности до обращения в суд. Образец претензии от имени юридического лица можно рассматривать как рекомендательный материал, единой формы для оформления такого документа. Это один из шаблонов деловой переписки, которая не регламентирована в деталях.
Ответ на претензию должен быть столь же подробным и содержать либо предложение вступить в переговоры, либо указание сроков исполнения обязательств, либо согласие на рассмотрение дела в суде. Если вы получили претензию, то отмалчиваться не стоит. Лучше проконсультироваться с юристом для бизнеса и принять решение по дальнейшим действиям.
Практика показывает, что претензия может быть удовлетворена контрагентом до суда, если вы предлагаете, например, допоставить недостающие товары, завершить оказание услуги, исправить недоделки или доплатить до указанной в договоре суммы. Гораздо сложнее обойтись без судебного разбирательства, если речь идет о требовании возместить ущерб, убытки или упущенную выгоду. О том, чем отличаются эти понятия с юридической точки зрения, наша следующая статья.